Разъяснения законодательства
1. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: Об утверждении форм документов, используемых таможенными органами при проведении мониторинга сведений из систем учета товаров
С 14.04.2025 вступил в силу приказ ФТС России от 26.02.2025 № 180 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении мониторинга таможенными органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в эксперименте по мониторингу таможенными органами таких сведений, из систем учета товаров», устанавливающий формы документов, используемых таможенными органами при проведении мониторинга сведений из систем учета товаров.
Документом устанавливается форма решения о проведении мониторинга таможенными органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в эксперименте по мониторингу таможенными органами таких сведений, из систем учета товаров, и форма заключения о результатах мониторинга.
Срок действия ограничен 01.11.2025 включительно.
2. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: О внесении изменений в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
С 18.04.2025 вступил в силу Федеральный закон от 07.04.2025 № 70-ФЗ «О внесении изменений в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», дополняющий перечень действий, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте
и метрополитене.
Так, установлена административная ответственность за повреждение других объектов инфраструктуры (включая путевые объекты) железнодорожного транспорта или метрополитена, помимо указанных
в ч. 1 ст. 11.1 КоАП РФ, ответственность за повреждение ограждений вдоль железнодорожных путей, в ч. 3 ст. 11.1 КоАП РФ вводится условие отсутствия административного правонарушения при наличии признаков уголовно наказуемого деяния.
3. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
Об установлении порядка специального режима государственного контроля (надзора) на внутренних водных объектах
С 05.04.2025 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2025 № 433 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 996», устанавливающее порядок специального режима государственного контроля (надзора) (постоянный рейд).
Документом установлен постоянный рейд на внутренних водных объектах, а также в водоохранных зонах и на прибрежных защитных полосах водных объектов.
Постоянный рейд заключается в возможности перемещения инспекторов по территории постоянного рейда в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований.
Устанавливается перечень контрольных (надзорных) мероприятий, которые могут осуществляться при постоянном рейде: осмотр; досмотр; опрос; инструментальное обследование; истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться
в транспортном средстве, на ином производственном объекте или
у контролируемого лица.
Кроме того, определено, что время взаимодействия между инспектором
и контролируемым лицом, которое не может составлять более 30 минут
(в указанный период не включается время оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия).
4. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
Об установлении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы
С 01.09.2025 вступает в силу приказ Минтранса России от 04.03.2025
№ 75 «Об установлении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы», устанавливающий обновленные особенности режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы.
Документом устанавливается, что в рабочее время лоцмана включается:
1) время проводки судна, постановки судна на якорь или бочку и съемки судна с якоря или бочки, швартовки, отшвартовки, перешвартовки и (или) перетяжки судна, швартовки судна к другому судну и отшвартовки судна от него;
2) время, в течение которого лоцман осуществляет осмотр места швартовки и (или) отшвартовки судна, получает данные о судне от капитана судна либо от внешнего капитана полностью автономного судна;
3) время пребывания лоцмана на борту судна, когда проводка судна осуществляется поочередно несколькими лоцманами;
4) время ожидания в помещениях для работы и отдыха, находящихся в морском порту или за пределами морского порта, подхода лоцманского судна либо другого средства доставки для осуществления лоцманской проводки судна;
5) время следования лоцмана из морского порта или места начала и окончания ежедневной работы (смены), предусмотренного абзацем вторым пункта 15 Особенностей, на судно и обратно;
6) время следования лоцмана из помещения для работы и отдыха в морском порту к помещению для работы и отдыха, которое находится за пределами морского порта или в другом морском порту, и обратно;
7) время задержки лоцманской проводки судна сверх установленной правилами внутреннего трудового распорядка продолжительности ежедневной работы (смены);
8) время выполнения лоцманом иных действий, предусмотренных Положением о морских лоцманах, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. № 462;
9) время специальных перерывов для обогревания и отдыха между лоцманскими проводками;
10) время участия лоцмана в расследовании аварий или инцидентов на море, предусмотренном статьей 6.1 КТМ, а также в расследовании несчастных случаев;
11) время прохождения лоцманом стажировки (практики) по лоцманской проводке;
12) время прохождения лоцманом технической учебы;
13) время прохождения лоцманом обучения по охране труда, в том числе стажировки по охране труда на рабочем месте.
Документом установлена нормальная продолжительность рабочего времени лоцмана, не превышающая 40 часов в неделю. В случае невозможности ежедневного и еженедельного учета рабочего времени вводится суммированный учет рабочего времени, при котором продолжительность ежедневной работы (смены) лоцмана не может превышать 24 часов. Продолжительность ежедневной работы (смены) лоцмана в ночное время не сокращается.
Срок действия документа ограничен 01.09.2031.
5. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
Об установлении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах на морском (речном) транспорте.
С 01.09.2025 вступает в силу приказ Минтранса России от 14.03.2025
№ 89 «Об установлении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах на морском (речном) транспорте».
Документом устанавливается круг лиц, на которых он распространяет свое действие, а именно: на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих работы, и являются обязательными при разработке работодателем правил внутреннего трудового распорядка и составлении графиков сменности работников.
Установлено содержание рабочего времени:
1) время приема-передачи смены;
2) время проведения инструктажей по охране труда, проверок знаний требований охраны труда и разборов;
3) время специальных перерывов для обогревания и отдыха, а также время для охлаждения;
4) время прохождения работником предсменных медицинских осмотров, включая время следования работника до медицинского пункта и обратно;
5) время выполнения полного технологического цикла работ: выполнение работ; выполнение вспомогательных операций, не входящих в работы: подготовка транспортного средства и мест складирования, подготовка груза к перемещению; выполнение подготовительно-заключительных работ: подготовка рабочего места, получение и сдача техники, машин, инвентаря, уборка рабочего места; обслуживание рабочего места: осмотр и обеспечение технического состояния техники, машин и приспособлений, обеспечивающих выполнение перегрузки;
6) время ожидания начала/окончания работ;
7) время переодевания в средство индивидуальной защиты в начале смены и в чистую одежду в конце смены, если использование средства индивидуальной защиты обязательно и установлено локальными нормативными актами работодателя;
8) время, необходимое для принятия душа после работы, если это установлено локальными нормативными актами работодателя;
9) время следования по территории работодателя до рабочего места (места выполнения работ) в начале смены и обратно в конце смены, а также время следования от рабочего места (места выполнения работ) до места приема пищи, обогрева, отдыха и обратно, если это предусмотрено локальными нормативными актами работодателя и (или) коллективным договором.
Документом устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени работника, которая не может превышать 40 часов в неделю. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) работника не может превышать 12 часов. Выполнение работ в течение двух смен подряд запрещается.
Срок действия документа ограничен 01.09.2031.
6. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
Об изменении порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах
С 17.04.2025 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2025 № 470 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", уточняющее порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу
в таможенных органах.
Так, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается время государственной службы Союзного государства в Межгосударственном центре для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций Таможенного комитета Союзного государства.
Документом установлено, что в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) включается время государственной службы Союзного государства
в Межгосударственном центре для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций Таможенного комитета Союзного государства.
7. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
Об утверждении Правил формирования и ведения реестра органов аттестации, Правил формирования и ведения реестра аттестующих организаций, Правил формирования и ведения реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности, Правил формирования и ведения реестра аттестованных сил обеспечения транспортной безопасности, а также предоставления содержащихся в нем данных
С 09.04.2025 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2025 № 468 «Об утверждении Правил формирования
и ведения реестра органов аттестации, Правил формирования и ведения реестра аттестующих организаций, Правил формирования и ведения реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности, Правил формирования и ведения реестра аттестованных сил обеспечения транспортной безопасности, а также предоставления содержащихся в нем данных».
Документ обновляет порядок формирования и ведения Росморречфлотом, Росавтодором, Росавиацией и Росжелдором реестра органов аттестации, реестра аттестующих организаций, реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности и реестра аттестованных сил обеспечения транспортной безопасности.
Документ признает утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 600.
8. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
Об особенностях защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности
С 15.04.2025 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2025 № 469 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. № 1566», дополняющее особенности защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности.
Документом установлено, что содержание объектов, созданных
в результате реализации мер защиты в водной части зоны безопасности (включая подводную среду) и в воздушной части зоны безопасности, осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.
9. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет:
Об изменении правил подтверждения факта получения (производства) при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья газа природного и предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин
С 08.05.2025 вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2025 № 446 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», приводящее акты Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2024 № 483-ФЗ.
Документом устанавливается перечень документов, содержащих сведения о добыче (производстве) газа природного в газообразном состоянии и его физико-химических характеристиках за отчетный месяц, в том числе: наименование месторождения, на котором был добыт газ природный
в газообразном состоянии; наименование пункта сдачи-приема газа природного в газообразном состоянии (в случае вывоза трубопроводным транспортом); номер системы измерений количества газа природного
в газообразном состоянии; объем добычи газа природного в газообразном состоянии.
Эти изменения направлены на уточнение и ужесточение требований
к подтверждению факта получения углеводородного сырья при разработке морских месторождений, что, в свою очередь, позволит более эффективно контролировать процесс предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин.
10. Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: О режиме рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», имеющих особый характер работы
С 01.09.2025 вступает в силу приказ Минтранса России от 17.03.2025
№ 93 «Об определении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», имеющих особый характер работы».
Документ устанавливает особенности режима рабочего времени
и времени отдыха работников, постоянная работа которых связана с охраной объектов, обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах, обеспечением пожарной безопасности, организацией и проведением аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, участием
в обеспечении пожарной безопасности в местах проведения работ
по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.
Срок действия документа ограничен 01.09.2031.
Анна Смалькова проверила организацию работы вокзального комплекса на станции Ярославль-Главный и провела личный прием граждан. Жители области обратились по вопросам соблюдения прав пассажиров, состояния железнодорожных переездов и возможности парковки у вокзала.
Всем оказаны правовые консультации, организованы проверки.
Ранее в связи с нарушениями трудовых прав в транспортную прокуратуру обратился машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Ярославль-Главный. В ходе проверки выявлены нарушения при его аттестации и задолженность по заработной плате.
В результате вмешательства прокуратуры права работника восстановлены, начальник депо привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства).
Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 1 марта 2025 года изменены размеры штрафов при нарушении законодательства в сфере закупок
Федеральным законом от 28.12.2024 № 500-ФЗ внесены изменения
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которым изменены размеры штрафов
за нарушение требований Федерального закона от 05.04.2012 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон
№ 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц»
(далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), а также установлены новые составы нарушений при закупках.
В настоящее время квалификация действий должностных
и юридических лиц в рассматриваемой сфере осуществляется в соответствии со ст. 7.30.1, 7.30.2, 7.30.4 КоАП РФ.
Также исключена административная ответственность за неисполнение контракта, повлекшее причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, оптимизированы ранее действующие составы административных правонарушений.
Введена ответственность за нарушение по Федеральному закону
№ 44-ФЗ к порядку либо сроку возврата денежных средств, внесенных
в качестве обеспечения заявки на участие в закупке или обеспечения исполнения контракта (ч. 8 ст. 7.30.1 КоАП РФ), требований к оформлению приемки результатов отдельного этапа исполнения контракта либо сроков такой приемки, ненаправление мотивированного отказа от подписания документа о приемке или неприменение мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю) в случае нарушения им условий контракта
ч. 6 ст. 7.30.2 КоАП РФ).
По Федеральному закону № 223-ФЗ введена ответственность
за несоблюдение ежегодного объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 6 ст. 7.30.4 КоАП РФ), нарушение срока заключения договора (ч. 5 ст. 7.30.4 КоАП РФ).
Законодателем также пересмотрены санкции за нарушения законодательства в сфере закупок.
Например, за нарушение порядка формирования, утверждения
и изменении планов-графиков закупок и расторжения контракта
при одностороннем отказе введена такая санкция как предупреждение.
Также, с 1 марта 2025 года прекращаются находящиеся в производстве уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях судов, органов, должностных лиц дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.29 - 7.30, 7.31 - 7.32.1, 7.32.3 - 7.32.5, 14.6.1, 14.49, 14.55 - 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.7.2-1 КоАП РФ
и не являющихся административными правонарушениями в соответствии
с КоАП РФ в редакции настоящего Федерального закона.
Кроме того, с 1 марта 2025 года не подлежат исполнению неисполненные постановления судей, органов, должностных лиц о назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.30, 7.31 - 7.32.1, 7.32.3 - 7.32.5, 14.6.1, 14.49, 14.55 - 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.7.2-1 КоАП РФ
и не являющихся административными правонарушениями в соответствии
с КоАП РФ в редакции настоящего Федерального закона.
Прекращение исполнения административных наказаний по таким постановлениям осуществляется в соответствии со статьей 31.7 КоАП РФ.
Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 30 марта 2025 года изменились правила направления гражданами электронных обращений в государственные органы
Федеральным законом от 28.12.2024 № 547-ФЗ внесены изменения
в Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с данными изменениями подача обращения
в государственный орган в форме электронного документа будет осуществляться:
- с использованием Единого портала госуслуг;
- иной информационной системы государственного органа
либо официального сайта в сети «Интернет», обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан.
Возможность подачи гражданами обращений в письменной форме,
как и возможность устного обращения, сохраняется.
При этом, отправка обращений в органы власти по электронной почте
не предусматривается, а вот ответ на свое электронное обращение,
как и сейчас, можно будет получить на электронную почту.
Кроме того, в целях обеспечения безопасности граждан в связи
с их обращениями в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности, к должностным лицам указанных органов нормативными правовыми актами МВД России, ФСБ России, СВР России, ФСО России может быть установлен особый порядок направления обращений в форме электронного документа и направления ответов
на обращения, уведомлений.
Указанные изменения вступили в силу 30 марта 2025 года.
В соответствии с частью 4 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен день отдыха.
В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Следует отметить, что день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день по желанию работника может быть использован в течение одного года либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период.
В случае, если на день увольнения работника имеется день отдыха
не использованный им в период трудовой деятельности у работодателя,
с которым прекращается трудовой договор, в день увольнения работнику выплачивается разница между оплатой работы в выходной или нерабочий праздничный день. Указанная разница выплачивается работнику за все дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни,
не использованные им в период трудовой деятельности у данного работодателя.
Федеральный закон вступил в силу с 01 марта 2025 года.
Ярославская транспортная прокуратура разъясняет: С 31 марта 2025 года упрощена процедура возбуждения уголовного дела
о преступлении, дополнительно выявленном в связи с расследуемым уголовным делом
Федеральным законом от 20.03.2025 № 38-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
(далее – УПК РФ), согласно которым установлены порядок возбуждения
и соединения уголовных дел при выявлении нового преступления в ходе предварительного расследования без выделения материалов в отдельное производство.
Так, статья 151 УПК РФ дополнена частью 6.1, согласно которой
в случае, если в ходе предварительного расследования становится известно
о совершении нового преступления, относящегося к подследственности органов дознания (пункт 1 части 3 статьи 150 УПК РФ), предварительное расследование может производиться следователем органа, выявившего это преступление, при наличии оснований для соединения уголовных дел, предусмотренных частями первой и второй статьи 153 УПК РФ.
Исключение установлено для преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, пребывающими в добровольческих формированиях, должностными лицами правоохранительных органов (пункт 3 части 3 статьи 151 УПК РФ), а также лицами, указанными в статье 447 УПК РФ, в отношении которых установлен особый порядок возбуждения уголовных дела (подпункты «б» и «в» пункта 1 части 2 статьи 151 УПК РФ).
Кроме того, новая статья 153.1 УПК РФ устанавливает, что в случае, если в ходе предварительного расследования становится известно
о совершении нового преступления, отнесенного к подследственности того же органа предварительного расследования, и при наличии оснований для соединения уголовных дел, если преступления совершены одним и тем же лицом или лицами, а также при заранее не обещанном укрывательстве преступлений (части 1, 2 статьи 153 УПК РФ), следователь, дознаватель вправе без выделения в отдельное производство материалов возбудить уголовное дело, которое соединяется с расследуемым уголовным делом
в соответствии с частью третьей статьи 153 УПК РФ.
Указанные изменения вступили в силу 31.03.2025.
Время работы - ПН-ПТ 8:00-17:00
Тел: (48538)5-11-45
Факс: (48538)5-10-68
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.