Защита прав потребителей

Всемирный день защиты прав потребителей
Первым на защиту прав потребителя выступил президент Соединенных Штатов Америки Д. Кеннеди. В 1962 году, на конгрессе в США были сформированы основные права потребителя:
1. право на достоверную информацию – каждый потребитель должен быть защищен от недостоверных или лживых фактов при рекламе товаров, услуг, на этикетках, в технических характеристиках и так далее.
2. на безопасность – каждый потребитель должен быть защищен от товаров и услуг, которые могут повредить его здоровью, жизни или материальному благополучию.
3. на выбор – потребитель должен иметь возможность выбирать аналогичный товар по сравнимым ценам и качеству.
4. на выражение своего мнения – то есть, на возможность открыто высказывать свое мнение и отстаивать его.
Инициатива Кеннеди была активно поддержана в других странах и в этом же году была создана Всемирная организация союза потребителей. Сегодня он объединяет более 200 организаций в 150 странах. После этого была выбрана дата — 15 марта – для празднования дня защиты прав потребителя.
В настоящее время, кроме 4 основных принципов, к основным правам потребителей относятся еще 4:
1. право на удовлетворение всех основных человеческих потребностей – возможность получения любых товаров или услуг, необходимых для выживания без денег.
2. право на возмещение – право потребовать возмещения убытков или вреда для здоровья и жизни через суд.
3. право на потребительское просвещение – то есть каждый потребитель имеет полное право знать свои права, как их отстаивать и влиять на производителей товаров и услуг.
4. право на здоровую окружающую среду – защита потребителя от товаров и услуг, загрязняющих окружающую среду.
В России этот день получил признание в 1992 году, после принятия Закона о защите прав потребителей. В России основным потребительским защитником является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ). Сегодня СПРФ объединяет свыше 100 региональных и городских обществ потребителей - большую часть всех реально работающих в России потребительских организаций. За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь.