Об актуальных вопросах противодействия коррупции

Противодействие коррупции в структурах муниципального управления продолжают оставаться одной из самых актуальных проблем.
Под коррупцией понимается: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

Для борьбы с этим явлением и в развитие общих обязанностей и ограничений муниципального служащего, установленных ст. 12 и ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», 14 статья предусматривает ряд дополнительных ситуаций, которые несовместимы с замещением должности муниципальной службы. Эти обстоятельства законодатель называет запретами, связанными с муниципальной службой.
Самая значительная группа запретов имеет целью противодействие коррупции.
К данной группе относятся следующие запреты.
1. Запрет муниципальному служащему заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.
2. Запрет муниципальному служащему быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами.
3. Запрет муниципальному служащему получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
4. Запрет муниципальному служащему выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями.
5. Запрет муниципальному служащему использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество.
6. Запрет муниципальному служащему принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Правовое регулирование вопросов получения подарков муниципальными служащими в современном антикоррупционном законодательстве занимает одну из ключевых позиций. Так, п. 7 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения и подарки от физических и юридических лиц. При этом законодательством предусмотрена лишь возможность получения подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями.
Актуальность этого вопроса сложно переоценить. Зачастую вручение подарка является не только способом получения определенных преференций вопреки установленному порядку, но завуалированной формой взятки, особенно в том случае, если она вручается после выполнения определенных действий в интересах взяткодателя. Превентивные меры, связанные с ограничением поощрения муниципального служащего, а также лиц, замещающих муниципальные должности, в виде подарков, остаются одним из эффективных рычагов профилактики коррупционных правонарушений.
Законодательно определен круг ситуаций, при которых получение подарка не считается противоправным. К ним отнесены протокольные мероприятия, служебные командировки и другие официальные мероприятия.
Как следует из норм ст. 290 УК РФ любой подарок независимо от стоимости подаренной вещи, (в том числе и стоимостью менее 3000 руб.) будет признан взяткой, если в связи с его вручением государственному (муниципальному) служащему необходимо выполнить определенное действие с использованием служебного положения

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Меры, которые должен принять служащий
1) сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Для этого необходимо направить представителю нанимателя соответствующее уведомление;
2) при необходимости осуществить самоотвод;
3) отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов;
4) передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.
Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.

В соответствии с ч. 1.1 и 1.2 ст. 15 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Типичные ошибки, допускаемые муниципальными служащими при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
В разделе «Сведения о расходах»:
1) Данный раздел справки заполняется только в случае, если в отчетном периоде служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми совершена сделка (сделки) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), и сумма такой сделки или общая сумма совершенных сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
2) не правильно указываются реквизиты документов в графе «Основания приобретения имущества».
В качестве «Основания приобретения имущества» указываются реквизиты свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, а в случае приобретения другого имущества (например, транспортного средства, ценных бумаг) - наименование и реквизиты документа, являющегося законным основанием для возникновения права собственности.
В разделе «Сведения об имуществе»:
1) не правильно указывается вид собственности недвижимого имущества.
В графе «Вид собственности» необходимо указывать вид собственности на имущество (индивидуальная, общая совместная, общая долевая).
При заполнении справки для совместной собственности дополнительно указываются иные лица, в собственности которых находится имущество (фамилия, имя и отчество физического лица или наименование организации). Для долевой собственности дополнительно указывается доля лица, сведения об имуществе которого представляются.
2) не правильно указывается площадь недвижимого имущества и есть разночтения в указании площади квартир за 2014 год и 205 годы.
Площадь объекта недвижимого имущества указывается на основании правоустанавливающих документов. Если за 2014 и 2015 годы указана разная площадь квартиры, то сведения указывались не в соответствии с правоустанавливающими документами; либо в 2014 году указана жилая площадь квартиры, а не общая; либо указана только доля владения данным имуществом.
Данную графу необходимо заполнять в соответствии с правоустанавливающими документами с указанием площади в квадратных метрах. Указанию подлежит общую площадь имущества, даже если оно находится в долевой собственности;
3) не правильно заполняется графа «Основание приобретения и источник средств».
Для каждого объекта недвижимого имущества указывается основание приобретения, то есть реквизиты свидетельства о государственной регистрации права собственности или документа, являющегося законным основанием для возникновения права собственности.
В подразделе «Транспортные средства»:
1) не правильно указывается место регистрации транспортного средства (указывается населенный пункт).
При заполнении графы «Место регистрации» указывается наименование органа внутренних дел, осуществившего регистрационный учёт транспортного средства.
В разделе «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»:
1) неправильно указывается наименование и адрес банка или иной кредитной организации.
Необходимо отражать полное наименование банка (филиал, отделение и т.д.), а также полностью указывать адрес банка (индекс, субъект Российской Федерации, город, улица, номер дома).
2) неправильно указывается информация о счете;
Служащие допускают ошибки при определении вида счет, а также остатков средств на счете. Например, указывают название вклада, а не вид счёта, не указывают информацию о валюте счёта и т.д. Во избежание совершения таких ошибок необходимо пользоваться информацией, предоставляемой банком.
В разделе справки «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»:
1) у служащего имеется кредит, однако счёт для погашения кредита не указан.
В данном разделе необходимо отражать все счета, открытые служащим и членами его семьи. Как правило, банки открывают счета, для целей внесения денежных средств, для погашения кредита. В связи, с чем служащему необходимо помнить, что наличие кредита подразумевает под собой наличие соответствующего счета.
2) неправильно указывается остаток на счете по кредитной карте.
Учитывая, что средства на кредитной карте отражают обязательства ее держателя перед кредитным учреждением, а не сумму на счете, в графе «остаток на счете» необходимо указывать ноль «0».
3) не правильно заполняется графа «Сумма поступивших на счет денежных средств».
Данная графа заполняется только в случае, если общая сумма денежных поступлений на счет за отчетный период превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за отчетный период и два предшествующих ему года.
В разделе «Сведения об обязательствах имущественного характера»:
В подразделе «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании»:
1) служащий ошибочно указывает в данном разделе недвижимое имущество, которое принадлежит ему на праве собственности.
В данном подразделе не указывается недвижимое имущество, которое находится в собственности и уже отражено в подразделе «Недвижимое имущество» справки о доходах.
В случае, если объект недвижимого имущества находится в долевой собственности у служащего и его супруги, сведения о том, что служащий пользуется долей объекта недвижимого имущества, принадлежащей на праве собственности его супруге, в подраздел «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справки, не вносятся. При этом данные доли собственности должны быть отражены в подразделе «Недвижимое имущество» справок служащего и его супруги;
2) служащий не выполнил обязанность по заполнению данного подраздела.
В данном подразделе указывается недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т.п.), находящееся во временном пользовании (не в собственности) служащего, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, а также основание пользования (договор аренды, фактическое предоставление и другие).

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Если муниципальный служащий не уведомил работодателя о выполнении иной оплачиваемой работы, он в первую очередь может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за несоблюдение требований ст. 11 Закона № 25-ФЗ и нормативного акта муниципального органа, устанавливающего порядок такого уведомления (если акт есть).
Если, кроме этого, при работе по совместительству будет установлен конфликт интересов, то муниципальный служащий подлежит увольнению в соответствии с ч. 2 ст. 27.1 Закона № 25-ФЗ за утрату доверия в связи с невыполнением обязанности информировать о конфликте интересов.

Вступил в силу Закон № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которому с 01.07.2016 муниципальные служащие должны информировать нанимателя о размещении сведений о себе в Интернете.
Речь идет об адресах сайтов и (или) их страниц, на которых служащий или претендент на замещение должности гражданской службы размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать (например, данные о страницах в соцсетях).
Однако если сведения размещены в рамках исполнения должностных обязанностей служащего, и они являются общедоступной информацией, то сообщать об их размещении в Сети не требуется.
При поступлении на службу претендент, кроме всего прочего, должен указать адреса своих страниц в соцсетях и на аналогичных информресурсах. Такая информация предоставляется нанимателю при заключении контракта за три последних календарных года, а в дальнейшем - ежегодно.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2867-р утверждена форма представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности муниципальной службы, размещалась общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать.
Наниматель должен назначить, ответственных за мониторинг общедоступной информации, размещенной в Интернете, а также проверку достоверности и полноты предоставленных сведений.
К причинам, по которыми гражданин не может быть принят на службу, а служащий не может продолжать выполнение обязанностей, добавлена еще одна - непредставление сведений о размещении персональной информации в Интернете.
В соответствии со ст. 151 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в 2017 году указанные сведения представляются в кадровую службу муниципальными служащими не позднее 01.04.2017 за отчетный 2016 год, гражданами – при поступлении на службу за 3 отчетных года (2014-2016).
Также изменились квалификационные требования к специалистам, занятым на муниципальной службе.
Изменения, внесенные в Закон о муниципальной службе, предполагают совершенствование правового механизма реализации принципов профессионализма и компетентности, единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы, установленных Законами.
Квалификационные требования к образованию приведены в соответствие положениям Закона об образовании, которым определены различные уровни высшего профобразования - бакалавриат, специалитет и магистратура.
В квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы включены нормы о специальности, направлении подготовки (при наличии соответствующего решения представителя нанимателя).
Для замещения должности муниципальной службы необходимо соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые нужны для исполнения должностных обязанностей, а также - при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки (ч. 1 ст. 9 Закона о муниципальной службе).
Нововведения уточняют параметры соответствия квалификационным требованиям.
Так, квалификационные требования к уровню профобразования, стажу устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы. Эти типовые квалификационные требования определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Квалификационные требования к знаниям и умениям устанавливаются должностной инструкцией в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности служащего. Инструкцией могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (ч. 1, 2 ст. 9 Закона о муниципальной службе).